Легенда о Теспен-Бажы

Есть в Кош-Агачском районе гора Теспен-Бажы. Невысокая гора, и расположена она в долине реки Елангаш. От местных чабанов много раз слышала, что её почитает род Моол. Ещё мне рассказывали, что на вершине горы сохра-нился деревянный плот, ещё со времен великого потопа. Существует запрет восхождения на её вершину. Известен случай, когда один охотник, не зная о запрете, поднялся на вершину горы, но вскоре он заболел и умер.

Есть ещё одна легенда о горе Теспен-Бажы, которую рассказала мне одна ба-бушка, из рода сагал.

Так случилось, что во времена междоусобицы с враждебным племенем теленгитов гора Теспен-Бажы приютила многих людей, которые жили в этих ме-стах.

В давние времена у подножия этой горы обитал немногочисленный, но муже-ственный народ. Славились они как искусные кузнецы и охотники. Многочисленные стада их были тучны, жили они в белоснежных юртах, как снежные белки на вершине Теспен-Бажы.

Однажды на них напали враги. Стойко и храбро защищало племя свои родные кочевья, стариков и детей. Много врагов полегло тогда, но своих тоже много потеряли в жестокой битве. Враги отступили.

Предали земле своих погибших соплеменников, погасли поминальные костры. Собрались старейшины и стали решать, как дальше жить. Все понимали, что эта передышка будет недолгой, враги вернутся. До утра шёл разговор. «Будем биться до последнего вздоха, умрём, но не отдадим им свои земли», - с таким решением были согласны большинство старейшин. Но тут заговорил самый старый и уважаемый в народе аксакал: «Отдать свою землю врагам, которая тебя вскормила и вспоила - это позор роду до седьмого колена. Мы будем биться до последнего воина, но враги сюда вернутся вдвое, втрое многочисленнее нас. Погибнут в битве все мужчины, враги настигнут наших жён и де-тей. Беспомощных стариков и детей вырежут, наших жён и дочерей опозорят и сделают рабынями. Тогда мы исчезнем как народ. Некому будет слагать песни и легенды о нашей доблести, некому будет передать наше кузнечное мастерство. Лучше оставим свои стада врагам, возьмём оружие и уйдем на вершину Теспен-Бажы. Там укроемся от врагов. Наши враги алчные, они - жалкая свора разбойников. Когда они увидят наши стада, не будут нас преследовать».

Так и случилось, как сказал мудрый старик. Враги вернулись, но в кочевье не было ни одного человека, зато паслись многочисленные стада. Много дней и ночей пировали враги. «Зачем преследовать сбежавших, когда всё их богат-ство досталось нам задаром. Угоним их скот, а они всё равно помрут. Скоро зима», - так решили враги и стали навьючивать своих коней награбленным скарбом и собирать стада.

Когда враги ушли, народ спустился с вершины Теспен-Бажы и стал налаживать свой мирный быт в родных кочевьях. Ведь они были кузнецы и охотники.

С тех пор народ, спасшийся на вершине Теспен-Бажы, стал почитать эту гору, приносить духам горы в жертву белого коня. И потомкам своим завещали по-читать священную вершину.

Говорят, на вершине горы Теспен-Бажы сохранились обломки котлов – казанов. Они остались от того народа, которого укрыла гора от врагов.

Мая Ерленбаева, специалист по экологическому просвещению Сайлюгем-ского национального парка