Оленные камни

Оленный камень – название древних камней с изображениями. Они представляют собой массивные отесанные каменные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень, откуда и произошло название. Рисунок выбит на поверхности или нанесён охрой. Обычно такой камень бывает длиной в рост человека – не менее 1,5-2 метров. Они датируются поздним бронзовым и началом железного века. Чаще всего их находят на Алтае, в Туве, Забайкалье, Монголии и Китае. Считается, что эти камни устанавливались в оградки плиточных могил, а также на местах культовых торжеств, жертвоприношений. Возле плиточных могил оленные камни обычно ориентированы лицевой гранью на восток.


Тархатинский мегалитический комплекс

Тархатинский мегалитический комплекс (ТМК)  — это археологический памятник, древний мегалитический комплекс, расположенный в Чуйской степи в 25 км к юго-западу от села Кош-Агач, у автодороги Кош-Агач — Джазатор, в 2,5 км к северо-западу от реки Тархаты в Кош-Агачском районе Республики Алтай, Россия. Комплекс был открыт и обследован в 1994 году экспедицией Горно-Алтайского государственного университетапод руководством В. И. Соенова. 

Тархатинский мегалитический комплекс (ТМК) состоит из уложенных по кругу каменных глыб. В южной части комплекса зафиксированы выкладки, сложенные из камней различного размера. Самый большой камень имеет размер 6 на 5 и на 4 метра. Внутренний диаметр сооружения примерно равен 60 метрам. Отдельные камни, как показали исследования, произведённые в 1996 году имеют намагниченность, отличную от намагниченности остального сооружения. 

Изучение изображений на камнях сооружения указывает на то, что мегалитический комплекс был построен в эпоху бронзы. 

Сооружение с высокой точностью (до одного градуса) ориентировано по сторонам света, что позволяет сделать вывод, что, как и многие другие мегалитические сооружения, этот комплекс являлся древней обсерваторией. Об астрономическом предназначении комплекса свидетельствует практически точная ориентация (с точностью до одного градуса) сооружения по сторонам света; а прямые, проходящие через центр сооружения, rак отмечает Л.С. Марсадолов, что самый большой вертикальный камень-плита, находящийся в северной части этого объекта, вероятно, закрывает одну из важных ландшафтных точек – удаленную вершину, которая является своеобразной «мушкой» в месте схода склонов двух гор на горизонте. Через центр верхней части другого камня в III тыс. до н.э. заходило Солнце в день летнего солнцестояния. 

Ряд астрономически значимых направлений Солнца и Луны был обозначен каменными «дорожками» или отдельными камнями. В 2003 г. на одном из камней в Тархате был обнаружен выбитый рисунок в виде квадрата с линиями в центре. Изображения аналогичны найденным рисункам в Семисарте, гроте Ак-Баур, в местах, где производились астрономические наблюдения (Марсадолов, 2001; 2007). 

В 130 м. к югу от центра большого «кольца» расположена ныне упавшая стела с петроглифами (длина камня 3 м, ширина 0,6 м). Наиболее ранние рисунки расположены на центральной оси камня и относятся к эпохе бронзы (изображения быков и оленей с массивным туловом). Более поздние изображения находятся вокруг этих рисунков или около краев камня. Не исключено, что первоначально этот камень со скошенным верхним краем был установлен в виде вертикальной стелы и, вероятно, в какой-то мере послужил прототипом для более поздних «оленных» камней Центральной Азии. 

В 115 м к юго-юго-востоку от южной округлой выкладки расположены два массивных камня, образующие своеобразные «ворота-врата». Длина каждого из камней более 2,2-2,5 м, а высота в 2 раза меньше, до 1,2 м.  

Исследователи утверждают, что все камни Тархатинского комплекса были привезены людьми из ближайшего выхода коренных пород специально для строительства данного объекта и не могли быть принесены ледником, так как расположенные рядом ледниковые морены имеют совершенно иной характер, чем камни мегалитического объекта. 

Двенадцатичастная структура комплекса не только подтверждает его календарный и астрономический смыслы, но и вызывает аналогии с другими феноменами космологической архитектуры, такими как Аржан в Туве, Аркаим на Южном Урале, Стоунхендж в Великобритании и т.п. Общеизвестно, что все древние мегалитические сооружения, святилища и городища с круговой архитектурой, ярко выраженными отметками сторон света и т.д. связаны были с астрономическими явлениями и использовались как обсерватории для измерения времени и ведения календаря. 


Урочище Елангаш

Петроглифы долины Елангаш – гигантский комплекс наскальных рисунков в Кош – Агачском районе Республики Алтай.

Первооткрывателем комплекса петроглифов в 1881 году стал направленный на строительство Чуйского тракта инженер М. А. Брещинский

С конца 1960-х годов исследования наскальных рисунков в Горном Алтае возглавил директор Института истории, филологии и философии СО РАН А. П. Окладников. Работы на эту тему публиковали также Е. А. Окладникова, В. Д. Запорожская, Э. А. Скорынина, В. Д. Кубарев, Г. В. Кубарев, Э. Якобсон и др.

За период 1969-1985 было скопировано более 30 000 рисунков, около половины которых до сих пор не опубликовано. Местонахождение петроглифов располагается на обеих берегах реки Елангаш на протяжении 18 километров в полосе шириной до 1,5 километров. Рисунки высечены на отдельных валунах и останцах, выработанных в породах ложа ледника, имевшего здесь место быть в плейстоцене. Рисунки в основном приурочены к горизонтальным округленным и отшлифованным поверхностям, с ярко выраженной ледниковой штриховкой.

Памятник наскального искусства в долине реки Елангаш, является на редкость многослойным, принадлежат к разным периодам, начиная с эпохи бронзы и до этнографического времени. Наиболее типичными сюжетами для изображений стали сцены охоты и животных объектов охоты. Козёл, баран, лось, олень, бык, як, конь, верблюд, лось, снежный барс и другие дикие и домашние животные, а также всадники, лучники, навьюченные животные и воины.

Особенно стоит отметить изображения колесниц в специфичной для Северной Евразии "распластанной" проекции. Всего описано более 80 рисунков. [4] Такой тип передачи объекта характерен для наскальных рисунков горно-степной зоны Евразии эпохи бронзы.

Нет единого мнения о причинах такого большого количества изображений на данной территории. По мнению одних исследователей, это объясняется нахождением тут древнего, сакрального святилища для насельников Горного Алтая. По мнению других, долина была в древности частью пути из Монголии в Сибирь, и использовалась для перехода через перевалы Южно-Чуйского хребта, после которого безусловно требовался отдых для людей и караванных животных.


Археологические памятники долины реки Юстыд

Юстыд – комплекс археологических памятников, расположенный в долине р. Юстыд Кош – Агачского района (северо- восточной части Чуйской степи). Включает сотни разновременных памятников: палеолитические местонахождения, курганы, оградки, стелы, балбалы, гончарные и железоплавильные печи и т.д. Большая часть памятников сконцентрирована в среднем течении реки. Наиболее древними из них являются семь палеолитических местонахождений. К эпохе бронзы относятся различные по конструкции керексуры (археологические памятники погребального или ритуального характера), число которых по предварительным подсчетам составляет около 150. Они занимают наиболее удобные площадки и террасы вдоль правого берега реки. Все остальные археологические объекты расположены вокруг керексуров. Оленных камней было обнаружено более 50. Загадочными и неисследованными до сих пор остаются более 200 оградок, выложенных валунами и разбросанных среди керексуров и курганов Юстыда. Предположительно их можно отнести к эпохе поздней бронзы.

Уникальным представляется комплекс гончарных печей гуннского времени. Раскопками выявлены остатки восьми печей, относящихся к двум разновременным горизонта. Рядом с гончарными печами имеются железоплавильные печи. Также, еще несколько древних железоплавильных печей выявлено у подножия горы на противоположном левом берегу реки. Эти печи получили название у местных «Печь Чингизхана».

На Юстыде имеется масса непонятных каменных выкладок в виде цепей из редких валунов, прямых цепочек валунов, иногда тянущихся более 1 км., различных геометрических фигур, назначение которых остается неизвестным. 250 каменных курганов кочевников, входят в состав более 20 могильников. Могильники устроены почти на одинаковом расстоянии друг от друга. Они различны по величине: самый крупный насчитывает 29 курганов.

Обилие археологических памятников различных эпох в долине р.Юстыд свидетельствует о том, что человек давно освоил этот регион Центральной Азии, жизнь в котором проходила в чрезвычайно сложных условиях. Можно предположить, что именно здесь происходили непосредственно контакты различных центрально – азиатских этносов позднескифского времени, где то здесь проходила условная этническая граница между населением Тувы и Монголии, с одной стороны, и Алтая – с другой.


Гора Жалгыс-Тобе

Гора Жалгыс-Тобе расположена на правом берегу реки Чаган-Бургазы левого притока Чуи и в 9–10 км на юг от села Кош-Агач. Гора выделяется своей пирамидальной формой и заметна практически из любой точки Чуйской степи. Рисунки (общим числом около 100 композиций, а по оценке Е. А. Окладниковой, более 700) нанесены на сланцевых выходах горы. Персонажи и сюжеты разнообразны: козлы, олени, хищники, быки, сцены охоты; на северном склоне изображение колесницы с возничим, на скальных поверхностях зафиксировано несколько рунических надписей.

Жалгыс-Тобе, это казахская интерпретация алтайского Jаныс-Тöбö, что в русском звучании будет — одинокий холм (одинокая гора). На сланцевых поверхностях скал этой одинокой горы древними обитателями этих мест выбиты сотни (более семиста) изображений животных, людей, элементов костюма, украшений, оружия, конской упряжи. Изображения имеют вид как одиночных, персонифицированных рисунков, так и ярко выраженные сюжетные композиции охоты, воинские сцены.На вершине скалы имеется надпись, сделанная древнетюркским руническим письмом.

Рисунки «одинокой горы» исследователи относят к эпохе бронзы. Множество рисунков выполнены штриховыми линиями гравированными по сланцу. Характерной иллюстрацией этой техники служит сюжет преследования пешего лучника всадником с копьём верхом на лошади.

Наскальные петроглифы горы Жалгыз-Тобе по праву считаются одними из лучших петроглифов Алтая. Именно они выделяются целой серией рисунков военной тематики, исполненных древним художником в технике, называемой сегодня техникой граффити.